Голливуд продолжает потряхивать от развития стриминг-сервисов, которые упрямо перетягивают зрителей, а вместе с ними и кусок финансового пирога. Ностальгия, провалы, звезды — смотрим, какие тренды в кино и кинобизнесе запомнятся в уходящем 2015 году.
Ностальгия правит бал
«Безумный Макс: Дорога ярости» не собрал рекордных сумм, но после премьеры на Каннском кинофестивале оставил в восторге критиков. Оказывается, у Джорджа Миллера есть порох в пороховницах, и 70-летний режиссер может снимать чуть ли не энергичнее своих коллег. Хотя продолжение его трилогии о Максе Рокатанском и получило культовый статус, все деньги достались двум другим ностальгическим проектам.
Четвертый фильм о динозаврах, запущенных в 1990-х на большие экраны Стивеном Спилбергом, пока является самым кассовым в 2015 году. «Мир Юрского периода» заработал в мировом прокате почти 1,7 миллиарда, но на пятки ему наступает «Форсаж 7», ставший кинопамятником покойному Полу Уокеру (1,5 млрд долларов).
Скорее всего, всех их обгонит другая щедро сдобренная ностальгией картина «Звёздные войны: Пробуждение силы». В своем стремлении не отрываться от «Новой надежды» и дать современному зрителю прочувствовать те же эмоции, что испытали их родители в 1977 году, Джей Джей Абрамс практически сделал ремейк картины Джорджа Лукаса, разбавив его новыми персонажами. Игра на ностальгии еще никогда не была так прибыльна: «Пробуждение силы» собрало 1 миллиард долларов всего за 12 дней, тогда как «Мир Юрского периода» собрал эту же сумму за 13 дней.
Заодно можно вспомнить, как весь мир отмечал 21 октября 2015 года. В этот день, согласно фильму «Назад в будущее», Эммет Док Браун и Марти МакФлай прибыли из 1985 года в будущее на машине «ДеЛореан». KinoZal.co тоже поддался ностальгии, вспомнив, как снимался «Назад в будущее 2», а также напомнил некоторые другие даты из фантастических фильмов.
Фильмы «Бруклин» и «Кэрол», действие которых развивается в 1950-х годах, также получили немало положительных откликов критиков, поэтому ожидайте еще больше картин о той эпохе в ближайшее время.
Взрослые комедии выдохлись
Еще совсем недавно студия Warner собирала урожай денег от проката фильмов серии «Мальчишник в Вегасе», показавшей, что взрослому зрителю по душе юмор на грани фола. Комедии с рейтингом R, на которые дети до 17 лет допускаются только в сопровождении родителей, казались очень неплохим капиталовложением.
Однако 2015 год коварно опроверг эту новую тенденцию. Взрослые комедии вроде «Третьего лишнего 2», «Каникул» и «Рождества» оставили студии недоумевать, заработав у себя на родине 81 млн, 58 млн и 42 млн долларов соответственно. Не смог окупиться на родине комедийный боевик «Шпион» с Мелиссой МакКарти, хотя картина с бюджетом в 65 миллионов заработала в мировом прокате очень неплохую сумму в 235 миллионов.
Джудд Апатоу со своей недорогой «Девушкой без комплексов» сумел добыть для Universal 110 миллионов в американском прокате, но ленту постиг провал за границей: стендапщица Эми Шумер не так хорошо знакома иностранному зрителю.
Пример комедии «Мачо и ботан 2», заработавшей в США 192 миллиона, а также снятой за какие-то 18 млн картины «Соседи. На тропе войны» с кассой в 150 млн, конечно, греет сердца студийных чиновников. Но похоже, что со взрослыми комедиями придется завязывать. Или пересматривать подход к ним.
Женщины постепенно выходят на первый план
Блокбастеры, где женщины играют главные роли, можно пересчитать по пальцам. Но 2015-й пытается переломить студии и показывает, что интересные героини всегда находят отклик не только у зрительниц, но и у их спутников. Обманкой оказался «Безумный Макс», выдвинувший на первый план воительницу Фуриосу в исполнении Шарлиз Терон. Зато в новых «Звёздных войнах» главная роль совершенно честно досталась девушке, да еще и никому до этого не известной.
Дженнифер Лоуренс завершила съемки в образе Китнисс Эвердин в лентах франшизы «Голодные игры». «Миссия невыполнима: Племя изгоев» и «Kingsman: Тайная служба» представили нам ярких героинь в исполнении Ребекки Фергюсон и Софии Бутеллы, а Шейлин Вудли продолжает нести вахту во франшизе «Дивергент».
Кстати, самый популярный в этом году мультфильм студии Pixar «Головоломка» рассказывал о девочке и ее эмоциях. Приключения Радости и Печали (тоже, кстати, женских персонажей) заворожили мир, но стоит помнить, что это второй после «Храброй сердцем» фильм Pixar, где женщины играют главные роли.
Отметим также, что «Пробуждение силы», «Безумный Макс» и «Племя изгоев» эффективно обошлись без четко выраженной романтической линии. Женщины в этих фильмах — такие же герои, как и мужчины. Может, когда-нибудь они и повздыхают под луной, но сейчас им некогда.
Помним про женские ремейки «Охотников за привидениями», «Одиннадцати друзей Оушена» и «Неудержимых» — они маячат в будущем разной дальности. Студии постепенно перестают бояться женщин, и это прекрасно.
Увы, пока нельзя сказать то же самое применительно к женщинам-режиссерам, но ситуация явно начинает меняться. Пусть и медленно.
Netflix и Amazon хороши в сериалах, но кино им не дается. Пока
Стриминговые платформы, начавшие собственное производство, в этом году лишь упрочили свои лидерские позиции в сериальном деле. «Оранжевый — хит сезона», «Карточный домик», «Человек в высоком замке», «Очевидное», «Моцарт в джунглях» — все эти проекты были на слуху в 2015-м. Пожалуй, больше всего продвинулся Netflix в своем сотрудничестве с Marvel. Их «Сорвиголова» и «Джессика Джонс» оказались гораздо интереснее «Агентов Щ.И.Т.», идущих на обычном телевидении.
Отдельной строкой можно сказать о других сериалах, которые перетягивают к себе лучших кинематографистов, вроде «Больницы Никербокер» Стивена Содерберга, но мы все же говорим о кино. Если посмотреть на кинопроизводство, куда стриминговые сервисы пытаются аккуратно войти, то удач на этом поле пока нет. Netflix вложился в драму Кэри Фукунаги «Безродные звери», премьера которой прошла на Венецианском кинофестивале. Несмотря на похвалы критиков, картина так и не смогла выбраться дальше фестивальных показов и прокатывается на Netflix. Там утверждают, что онлайн лента смотрится очень хорошо, но окупила ли она свой небольшой бюджет в 6 миллионов долларов, не говорится.
Сделка Netflix с Адамом Сэндлером на несколько фильмов стала причиной недоумения студийных боссов. Особенно после провала «Пикселей» в США. Но Netflix смотрит дальше Америки и надеется, что проекты актера привлекут иностранную аудиторию. Первый же фильм, пародийный вестерн «Нелепая шестёрка», получил бурю негатива, но Netflix не боится критики. У него 66 миллионов подписчиков, из них 24 миллиона за рубежом. И у Сэндлера там найдется своя аудитория. Актер безумно популярен в Венесуэле, Мексике и Бразилии. Латинская Америка только открывает его комедии для себя, так что здесь Netflix не прогадает.
Amazon нашел бюджет для картины Спайка Ли «Чирак», а также вывел ленту в кинопрокат. Картина собрала уже 2,5 миллиона долларов, но ее бюджет не оглашается. Шли разговоры, что Amazon профинансирует несчастный долгострой Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота», но пока режиссер не запустил картину в производство.
Так что Netflix и Amazon еще предстоит показать себя в кинобизнесе. Учитывая, что эти производители идут на риски, нас могут ожидать в будущем очень интересные проекты.
Звезды светят тускло
Кризис института звезд в Голливуде появился не сегодня, но в минувшем году американский зритель четко дал понять, что его не затащишь на «Землю будущего» ради Джорджа Клуни, а «Пиксели» из-за участия Адама Сэндлера тоже смотреть не хочется. Кроме того, имя Анджелины Джоли в качестве режиссера драмы «Лазурный берег», а также участие Энджи с мужем Брэдом Питтом в фильме не гарантируют кассовых сборов.
Крис Хемсворт, может быть, и знаком зрителю всего мира как Тор из фильмов Marvel, но, если он играет китобоя в драме Рона Ховарда «В сердце моря», еще не значит, что на него пойдет зритель. Все это приводит нас к следующей тенденции.
Провалы
Да, целых пять фильмов в этом году собрали в мире больше миллиарда долларов. Но были и неудачи. «Пэн: Путешествие в Нетландию» стоил 150 миллионов только в производстве, но собрал всего 35 млн долларов в США. Не нашли своего зрителя в Америке серьезные фильмы вроде «Прогулки» и «Стива Джобса». Провалились «Рок на Востоке», «Джем и голограммы», «Виктор Франкенштейн».
«Терминатор: Генезис», несмотря на поддержку Джеймса Кэмерона, получил массу негатива у критиков и зрителей. Сборы в США составили всего 89 миллионов, и будущее франшизы оказалось под вопросом. Насколько целесообразно подпускать к продюсированию фильмов продюсеров-фанатов?
Что покажет будущий год в плане провалов? Насколько серьезна эта тенденция, могут ли сбыться предсказания Спилберга и Лукаса двухлетней давности? Время покажет это уже совсем скоро.
Реорганизации короткой строкой
- Студия Marvel отпочковалась от Marvel Entertainment — ждите перемен в лучшую сторону.
- DreamWorks Animation сократила производство и уволила 500 человек. Теперь мультфильмов будет меньше, но они будут качественнее.
- Стивен Спилберг перевел свою студию на Universal.
- Обанкротилась компания Relativity Media.